Запуск в стратосферу эклера для «Бешеной сушки»
12.10.2017; Дмитрий Булавинов. Фото: Александр Кутищев, Дмитрий Булавинов.
Предыстория
Осенью 2017 года к нам обратились наши друзья из тимбилдинговой компании Team Fabrik с предложением запустить в стратосферу эклер для своих друзей — известного ЗОЖ‑проекта «Бешеная сушка». Незадолго до этого «Бешеная сушка» в рамках своей концепции «Привет, сладкое» запускала эклер на игрушечной ракете; тот эксперимент получил кодовое название «Сладкий0». Поэтому нынешний запуск эклера в стратосферу получил название «Сладкий1». Запускать решили прямо из офиса «Бешеной сушки», точнее с одной из крыш на Дворцовой набережной.
Забегая вперёд, скажу — полёт прошёл штатно, видео получилось очень крутое (на мой взгляд, один из лучших роликов, сделанных с использованием наших материалов); ознакомиться с получившимся видео можно ниже на этой страничке, так что особо нетерпеливые могут сразу промотать вниз.
Запуск
В означенный день собрались в означенном месте и приступили к укреплению таблички с логотипом, укладыванию на неё эклера-космонавта и изготовлению шлема для него.
Затем выбрались на крышу, включили и собрали всё навигационное оборудование.
Надули шар. А вот с запуском возникли небольшие сложности — на крыше весьма свежий ветер, а вокруг множество антенн, и был риск всё зацепить и порвать.
В какой-то момент ветер чуть стих, и мы запустили наше оборудование.
Контейнер с эклером-космонавтом чудом не зацепились за одну из антенн, но в результате всё улетело. Радости участников не было предела! ))
Потупили ещё немного и разъехались по своим делам, томительно ожидая падения контейнера (а это всегда томительно и очень нервно).
Поиск
Спустя 2 часа 40 минут контейнер передал координаты своего падения: он упал в достаточно традиционном для нас районе — в болотах под Киришами. )) И на следующий день мы отправились на его поиски.
Приехали в деревню Крапивно, что между Будогощью и Тихвином, бросили там машину и пересели на велики.
Это был один из немногих случаев, когда взятые с собой на поиски велосипеды пригодились.
Первое время дорожка была вполне велофрендли.
Потом дорожка стала влажнеть и покрываться лужами…
…и в какой-то момент стала совсем разбитой. На нашей машине тут точно было бы нечего делать.
Примерно через пять километров добрались до урочища Смирник — достаточно большого открытого пространства.
Урочище — участок местности, объединённый единым ландшафтом.
Видимо, летом тут косят траву, потому что высокой травы нет, но есть много следов от техники.
Упёрлись в речку Пожупинка. Когда-то тут, судя по остаткам брёвен на берегу, был мост. Попытались перейти реку вброд, примерно по грудь.
Попробовали поискать выше по течению места помельче и пошире, но ничего более удобного не нашли. Поэтому вернулись к исходному месту, припрятали велики (дальше они нам не пригодились бы), перебрели Пожупинку и двинулись дальше, к железной дороге. И примерно через километр вышли на неё.
Эта ветка (Будогощь — Тихвин) длиной около 70 км является куском рокадной железной дороги Веймарн — Тихвин, опоясывающей подходы к Санкт-Петербургу с юго-востока. Её строительство началось в 1937 году, но до войны целиком достроить её не успели, только насыпь и кое‑где опоры мостов. Единственный кусок, который успели, пусть и в достаточно «временном формате», это этот самый отрезок Будогощь — Тихвин. Подробнее об истории этой дороги и о путешествиях по оной можно прочитать по ссылкам, приведённым в конце этого повествования.
Места тут, конечно, очень дикие. Видели на шпалах медвежий помёт. Населённые пункты вдоль этой железной дороги почти все вымерли. Единственный поезд, который ходит по этой ветке, это одновагонный подкидыш по субботам. Никакого другого движения тут не ведётся, ни пассажирского, ни товарного. Но при этом остановочные пункты все присутствуют, хотя и слегка заросшие. Достаточно быстро дошли до одного из них.
Наш контейнер был где‑то за населённым пунктом, расположенным рядом с этим разъездом. Часть домом совсем развалено, только трубы печные торчат (брёвна, судя по всему, растащили на дрова), часть просто в плохом состоянии. Вокруг разрушенных домов много разных артефактов. В более или менее жилом состоянии всего один дом. Зато рядом с ним даже теплица есть. А вот людей нет…
Прошли от домов совсем немного по лесу и на высоком дереве увидели наш парашют.
Наш штатный арборист Александр ловко влез на дерево и с помощью удочки скинул парашют на землю.
Эклер-космонавт почти не пострадал, в том числе и на вкус. Даже его гермошлем остался цел. Почти тем же путём (снова намокнув) вернулись к оставленной машине и затем в Санкт-Петербург.
Всё прошло замечательно и запуск получился очень гармоничным — и концепция интересная, и место запуска необычное, и район поиска неплохой, и видео получилось превосходное.
Видео из этого полёта
На мой взгляд, это один из лучших роликов, сделанных с использованием предоставленных нами видеоматериалов. И хотя концовка в этом видео выдуманная и снятая отдельно, ролик весьма хорош. Изготовление ролика — «Бешеная сушка».
Это же видео доступно во Вконтакте и на Ютьюбе (откуда оно, собственно, сюда и залинковано).
Стоп-кадры из видео
Несколько стоп-кадров из этого видео (больше — по ссылке).
Схема полёта шара
Эта же схема — на
Технические данные полёта
- запуск — 12.10.2017 в 12:52 MSK (09:52 UTC) с крыши на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, координаты N59.943213, E30.318920;
- лопание шара — в 14:23 на высоте 27940 м примерно над Киришами;
- приземление — в 15:31 у т.н. Разъезда № 2 ж/д линии Будогощь — Тихвин (в 6 км к ЮВ от Крапивно), Киришский район Ленинградской области, координаты N59.353680, E32.769021;
- весь полёт занял примерно 2 часа 40 минут, из которых полтора часа вверх и чуть более часа вниз;
- дальность полёта составила примерно 160 км по треку и 150 км по прямой;
- максимальная высота 27940 метров.
Дополнительные материалы
- Сайт проекта «Бешеная сушка»;
- видео из этого полёта (изготовление ролика — «Бешеная сушка»);
-
фотографии с этого запуска (и они же вконтакте
и в фейсбуке):
- все вместе в виде превьюшек,
- фотографии Александра Кутищева с запуска и поиска,
- его же фотографии Санкт-Петербурга, сделанные во время запуска, но напрямую к запуску не относящиеся,
- кадры из видео с запущенного в стратосферу шара;
-
рассказы о железнодорожной ветке Будогощь — Тихвин (являющейся частью так до конца и не построенной рокадной железной дороги Веймарн — Тихвин)
и о путешествиях по оной:
- обзорная статья Александра Симо «Железная дорога Веймарн — Чудово — Будогощь — Тихвин» (июнь 2018 года),
- «Железная дорога Будогощь — Тихвин» (Кирилл Кравченко, пеший поход в июле 2006 года),
- «Здесь шла железная дорога…» (Семён Шешев, пеший поход в июне 2018 года),
- «Будогощь — Тихвин. Неспешный стук колёс» (Константин Карташов, поездка по этой ветке в октябре 2014 года),
- «Будогощь — Тихвин из окна поезда» (Григорий Егоров, поездка по этой ветке в марте 2018 года, и этот же рассказ тут),
- «Редкий стук колес посреди глуши и одиночества. Поезд Будогощь — Тихвин» (Дмитрий Бородин, поездка по этой ветке в апреле 2019 года),
- «Велопоход Будогощь — Вырица» (Дмитрий Булавинов, велопоход вдоль бывшей ж/д в ноябре 2003 года);
- рассказы о других аналогичных запусках, осуществлённых нашей командой — в архиве (в том числе, рассказ о запуске в стратосферу йогурта-смусси Valio, совершённом спустя два года, в октябре 2019 года, и интересном тем, что поиск мы вели в тех же краях, с другой стороны этой же железной дороги);
- сайт CUSF Landing Predictor, позволяющий достаточно точно прогнозировать полёт шаров.
Благодарности
Хочется сказать «Спасибо» всем, принявшим участие в этом запуске:
- всей команде ЗОЖ‑проекта «Бешеная сушка» и лично Дмитрию Мишланову — за саму идею запуска эклера в стратосферу, помощь в его подготовке и изготовление отличного видеоролика;
- компании Team Fabrik и лично Алексею Явичу — за помощь в подготовке запуска.