Запуск в стратосферу логотипа компании «Полиметалл»
Преамбула
Я работаю в компании «Делойт». Один из наших клиентов — группа компаний «Полиметалл», с которыми нас связывают давние и весьма тёплые отношения. 30 июня главный исполнительный директор группы Виталий Несис отмечал день рождения, и в качестве подарка нашим управляющим партнёром Шарифом Галеевым было предложено отправить в стратосферу логотип «Полиметалла», снимаемый в полёте камерой, затем оперативно найти запускаемый аппарат и вечером на праздновании вручить имениннику фотографию логотипа его фирмы «в космосе».
План был придуман буквально накануне вечером, и это не давало нам никакого пространства для манёвра. Но прогнозы и по высотному ветру, и погодный выглядели, в целом, приемлемо. Запускать решили прямо от офиса «Полиметалла» в Санкт-Петербурге (примерно угол проспекта Народного Ополчения и Ленинского). Отдавая себе отчёт в негарантированности реализации данного плана (то есть допуская вариант «что-то пошло не так...»), на всякий случай был придуман план «Б» (альтернативный вариант поздравления).
30 июня, запуск шара
Около 10 часов утра встретились с Шарифом на парковке перед «Полиметаллом»; достаточно оперативно всё включили, надули и проверили.
К запуску у нас планировалось следующее оборудование:
- герметичный адиабатический контейнер с логотипом на кронштейне;
- GPS/GSM-трекер Meitrack MT90;
- GPS/GSM-трекер Xexun TK102;
- спутниковый трекер SPOT Gen3;
- самодельный передатчик на 433 МГц;
- видеокамера Cobra с тремя аккумуляторами 18650;
- парашют.
Записали на камеру приветствие-поздравление, и в 10:12 запустили наш шар.
Затем разъехались по делам, не забывая мониторить происходящее.
А мониторить было что. Во-первых, был риск улетания шара в Ладогу; во-вторых, поскольку в составе оборудования был спутниковый трекер SPOT, можно было мониторить почти постоянно («почти» — потому что выше 17 км он тоже ничего не отдаёт из-за GPS-ограничений)
И случилось печальное: наш зонд упал в Ладогу, произошло это примерно в 13:46. Упал недалеко от берега (4 км по кратчайшему), но тем не менее...
Ситуацию осложняло то, что на берегу в месте падения расположен Ржевский полигон,
въезд на который (на авто) для частных лиц запрещён по пропускам.
Отметим, что спутниковый трекер координаты передавать не перестал,
чётко определяя их со штатной периодичностью раз в 10 минут
(а вот передающие координаты по GSM — перестали часа через два после падения).
Ну что делать, ноги в руки, собрались и поехали. Заехали по пути за двухместной байдаркой, надеясь прорваться на полигон в устье реки Авлоги (гавань Нижние Никулясы), откуда до места падения шара было около 6 км. Но на въезде на полигон от озера Волоярви на машине нас не пустили, ссылаясь на то, что впереди ещё один пост, в Нясино, который нас точно не пропустит, но создаст неприятности уже пропустившим.
Причём на велосипедах они бы нас пропустили, но мы их с собой не взяли, потому что было непонятно как тащить байдарку-двушку (ибо на однушке — то есть одному — рассекать по Ладоге вдали от берега стрёмновато, а двух однушек у нас не было). Но на посту нам дали толковый совет: двинуть на машине на аналогичный пост около Катум (к северу от Матоксы), ибо от него до устья Авлоги можно доехать, минуя пост в Нясино.
Поехали туда. Тамошние дежурные оказались более юзер-френдли, но они огорчили нас тем, что по пути нам встретится перекопанный мост (который перекопан как раз для того, чтобы через него не ездили), и нам один фиг придётся идти много километров с байдаркой пешком. Стало понятно, что сегодня найти упавший зонд и при этом успеть на вышеозначенное празднование не получится, и было решено отправиться завтра с утра, более тщательно продумав снаряжение. И мы поехали обратно в город, успокаивая себя тем, что ночью (даже белой) ходить по Ладоге не правильно, и тем, что за ночь, судя по ветру, контейнер вполне может прибиться к берегу.
1 июля, продолжение поиска
Всю ночь спутниковый трекер честно раз в 10 минут отдавал координаты, двигаясь со скоростью 400-450 метров в час. Трек его дрейфа описал замысловатую самопересекающуюся трохоиду (ну или попросту спираль), причём вечером трекер приближался к берегу, а утром отдалялся. В 08:46 (мы к этому времени уже выдвинулись на поиски) трекер отдал координаты в последний раз, и было это уже в 10 км от устья Авлоги. Почему перестал передавать — непонятно, то ли вышли сутки нонстопной передачи, обусловленные действующим контрактом (хотя на самом деле прошло всего 23 часа), то ли контейнер перевернулся трекером вниз и трекер перестал видеть спутники (накануне днём был аналогичный полуторачасовой отрезок), то ли ещё что. Батарейки точно ещё не сели, ибо их статус в последнем соообщении был «GOOD», да и утонуть был не должен, ибо внутри контейнера — кожух из пенополиэтилена, обуславливающий положительную плавучесть всей конструкции.
С собой у нас были и два велосипеда, и байдарка-однушка, и байдарка-двушка, и даже идеи как двушку более-менее комфортно перевозить вдвоём (сделав из двух велосипедов, байдарки и какой-нибудь распорки аналог катамарана). Тем не менее, было принято решение попробовать нанять катер с мотором.
Сначала приехали к станции Ладожское озеро, но найти катер на тамошней турбазе не получилось. Затем приехали на пост около Катум (где были накануне), откуда созвонились с людьми, проживающими в устье Авлоги и у которых есть катер. К сожалению, они ответили отказом. Наконец, с помощью достаточно шапочных знакомых договорились с катером в Пятиречье, но к тому времени наш зонд был уже ненамного дальше от Пятиречья, чем от устья Авлоги.
Владелец катера Борис сразу предупредил, что до берега (мыс Далёкий) нам, скорее всего, не доехать из-за строительных работ (там строится турбаза, примерно там где у нас был контрольный пункт на айсбревете в 2013 году), поэтому, приехав в Пятиречье (ехали по грейдеру вдоль болота Неодолимое), пересели в хозяйский УАЗ-Патриот и отправились на берег.
Борис свой катер оставляет в камышах, а мотор возит с собой. Надев хозяйские штаны от защитного костюма Л-1, перегнали катер к машине, повесили мотор и около 13:40 выдвинулись.
Катер под 30-сильным мотором идёт весьма бодро, и до точки, где трекер отдал координаты в последний раз, мы дошли за полчаса (~ 13 км).
Разумеется, в этой точке никакого контейнера уже не было, ибо с момента последнего определения координат прошло пять с половиной часов. Экстраполируя данные по нескольким последним точкам, наванговали некую возможную точку (VANGA-1 на схеме) и на слабом ходу отправились туда.
По пути наткнулись на стадо тюленей (голов 20), которые явно радовались прибытию катера (ведь катер, по их мнению, пришёл для того, чтобы поставит сеть, после чего рыбу можно будет не ловить, а таскать из сетки) и после выключения мотора подплывали почти вплотную. Но нам было не до тюленей, всё наше внимание было приковано к водной поверхности. Наоборот, тюлени и чайки здорово мешали поиску: видишь вдали что-то светленькое, вполне могущее быть нашим контейнером, идёшь туда — а «контейнер» вдруг начинает махать крыльями и улетает. Или наоборот, видишь тёмненькое, тоже вполне могущее быть, а он ныряет.
Да, с погодой нам повезло, на воде была лишь лёгкая рябь, и видно было достаточно далеко. Но и от берега далеко (берег еле виден), на байдарке было бы достаточно стрёмно, да и видно с неё хуже (ближе), потому что сидишь ниже и не встать.
Пришли в навангованную точку — ничего. И в эфире тишина. Тогда по предложению Бориса решили сходить севернее, потому что утром был южный ветерок — тоже ничего. Затем наванговали ещё одну возможную точку, предположив что спиральная структура трека сохранилась (VANGA-2), и посетили её — тоже пусто. И ни разу нигде ничего не пискнуло.
Ну что делать, признали экспедицию неудачной и отправились назад. Такое впечатление, что оборудование или действительно утонуло (так ни разу не проявившийся передатчик этому аргумент), или его унесло куда-то совсем не туда, где мы искали.
Вся водная часть поисковой экспедиции заняла чуть более трёх часов. На обратном пути упёрлись в раскоряченный посреди стройки подъёмный кран, пришлось объезжать его по лесу и полям (УАЗ-ик не подвёл). В Пятиречье Борис (он был огорчён неудачей чуть ли не больше чем мы) подарил нам вяленой рыбки (особенно понравился крошечный, но очень вкусный рипус), и мы отправились домой в Санкт-Петербург.
Вот, собственно, и всё.
В запуске и поиске зонда приняли участие:
- Дмитрий Булавинов,
- Шариф Галеев.
Помогли советом и делом:
- местные жители Григорий Романыч, Саша и Борис.
Дополнительные материалы
- компания «Делойт»;
- группа компаний «Полиметалл»;
- все наши фотографии с этого запуска и они же вконтакте;
- сайт CUSF Landing Predictor, позволяющий достаточно точно прогнозировать полёт шаров.
Обновления
Обновление от 06.08.2015
На берегу Невы вблизи истока, в Шлиссельбурге, сотрудник «Невского судостроительно-судоремонтного завода» Вячеслав нашёл запущенный нами контейнер. Часть оборудования за месячный дрейф оказалась утраченной, но видео, записанное в полёте, не пострадало. Вячеслав, спасибо огромное!
Видео рано или поздно будет смонтировано; падение камеры в Ладогу выглядит очень феерично.