Вход для команд:

Запуск в стратосферу шавермы компании SF

11.09.2023; Дмитрий Булавинов. Фото: Владимир Сабуров, Дмитрий Булавинов.

Предыстория

К нам обратились представители казахстанской сети быстрого питания «Shaurma Food» (или, сокращённо, SF) с просьбой помочь осуществить запуск в стратосферу выпускаемой ими шавермы, что было необходимо им для изготовления мар­ке­тин­го­вых материалов. Мы согласились, ибо у нас уже был успешный опыт запуска в стратосферу пищевых продуктов, в частности котлеты, эклера и йогурта.

Поскольку мы из Санкт-Петербурга, здесь и далее в этом повествовании использовано слово «шаверма» вместо употребляемого в Казахстане и ещё много где «шаурма». Просим отнестись к этому с пониманием. ))

Важный нюанс: запускать надо было в Астане, и перед нами встал выбор — тратить очень много времени на поездку на авто или лететь самолётом, а гелий искать на месте. По бюджету получалось примерно поровну, поэтому по согласованию с SF остановились на втором варианте. Билеты и гостиницу нам заранее оплатила принимающая сторона, что подтверждало серьёзность их намерений.

Санкт-Петербург из самолёта
Санкт-Петербург из самолёта

Запуск

Прилетели в Астану ночью, но с учётом разницы во времени можно было особо не ждать, и мы, поменяв в аэропорту немного рублей на местные тенге по грабительскому курсу, на автобусе поехали в офис SF на улицу Жанибека Тархана, 6Б. Можно было и на такси, но, во-1, автобус идёт из аэропорта прямо куда нам надо, во-2, нам было интересно проехать по центру города.

Возникла сложность: в автобусе нет кондукторов и наличными не расплатишься. Достаточно быстро автобус набился весьма плотно. Местные жители оплачивают или по QR-коду, или просто банковской карточкой, но у нас, по понятным причинам, ни один из этих способов не сработал, и мы проехали зайцем. (В дальнейшем мы поняли как быть, но об этом позже.)

Университет Назарбаева
Университет Назарбаева

Около 9 утра (по местному времени) приехали в офис SF, где также располагается один из самых больших их ресторанов. Стали подтягиваться сотрудники SF, как знакомые мне по переписке, так и другие. Обсудили варианты крепления шаурмы (я думал, у них всё давно продумано и готово, но оказалось, что не совсем и что скоро что-то привезут и пр.). Поучаствовали в совещании, которое провёл руководитель SF Дмитрий Инютин, обсудили маркетинговые и другие аспекты запуска. И около полудня отправились на предполагаемое место запуска.

Руководство и сотрудники SF
Руководство и сотрудники SF

Достаточно быстро всё закрепили, включили, потестировали, и, записав несколько приветственных стендапов, запустили.

Запись приветственных слов
Запись приветственных слов

Коллеги из SF, пользуясь случаем, надули гелием несколько обычных воздушных шариков в SF-гамме и привязали их к нашему большому шару «чтобы было красиво». Было, конечно, красиво, но на взлёте маленькие шары не могли сравниться с большим по скорости взлёта, и поэтому забавно свешивались вниз. Ну и в целом, добавили дерготни в полётную видеозапись.

Затем вернулись обратно в Астану обедать и ждать падения. Погода весь день была облачная, временами накрапывал дождик.

Спустя пару часов оборудование с шавермой, пролетев около 100 км, приземлилось в степи, и поисковая группа сражу же отправилась на поиски. Путь пролегал на северо-восток. Километров 80 проехали по шоссе в сторону Экибастуза и Павлодара, затем свернули в степь, по которой надо было проехать ещё километров 30. Поехали достаточно наобум, по дорожкам, пересекающим степь в разных направлениях. И примерно на полпути оказались около развалин церкви Николая Чудотворца, построенной в начале XX века.

Развалины церкви Николая Чудотворца
Развалины церкви Николая Чудотворца

Кстати, сама езда вне шоссе выгодно отличает Казахстан от нашей родной Ленинградской области. У нас, съехав с шоссе на грунтовку, ты достаточно быстро упрёшься или в другое шоссе, или, что более вероятно, в болото или другие автонепроходимые препятствия. А тут ты можешь ехать практически бесконечно и почти куда угодно (именно по дорожкам, а не по полю).

Нора сурка вблизи места падения контейнера с оборудованием
Нора сурка вблизи места падения контейнера с оборудованием

По дорожкам удалось подъехать почти до места падения. Оборудование и шаверма упали на пшеничном поле и при падении не пострадали. Сняли несколько роликов и отправились в обратный путь. (На обратном пути у нас пробилось колесо, а запаски не было; но с подкачиваниями удалось дотянуть до шиномонтажа, где отрок лет пятнадцати ловко всё отремонтировал.) Вернулись в ресторан на Тархана, перекусили и отправились ночевать в гостиницу.

Парашют и оборудование найдены!
Парашют и оборудование найдены!

На следующий день дождь уже не накрапывал, а лил почти постоянно. Основательно выспавшись и позавтракав, мы пешком дошли до офиса SF, забрали оставленное накануне оборудование, завершили прочие формальности, попрощались с радушными сотрудниками SF и отправились на прогулку по городу. Немного погуляли, прикупили на гостинцы казахстанского шоколада и отправились в аэропорт.

Селфи на фоне памятника защитникам Родины
Селфи на фоне памятника защитникам Родины

Да, по совету местных жителей освоили схему оплаты наличными для нерезидентов: просто просишь кого-нибудь за тебя заплатить, он оплачивает по QR-коду, получает в качестве билета другой QR-код, ты его фотографируешь уже своим телефоном и компенсируешь расходы наличными. Мы всё это реализовали и нам это пригодилось достаточно быстро — в автобус вошли контролёры и всё у всех проверили, и у нас в том числе.

И без особых приключений вернулись в Санкт-Петербург. Поразило, что летели не по так называемой дуге большого круга, а забирая к Москве, и в результате пролетели почти над ней.

Пролетаем над Москвой
Пролетаем над Москвой

Схема полёта шара

Эта же схема — на «Яндекс Картах».

Запуск в стратосферу шавермы компании SF, 11.09.2023; схема полёта шара

Видео из этого полёта

А видео как такового нет, во всяком случае пока. SF для своих целей буквально в день запуска сделал несколько роликов для инстаграма; этим их задачи и ограничились, видимо.

Стоп-кадры из видео

Несколько стоп-кадров из этого видео (больше — по ссылке).

Дмитний Инютин, руководитель SF
Дмитний Инютин, руководитель SF
Полетели!
Полетели!
Высота 25 метров
Высота 25 метров
Высота 300 метров
Высота 300 метров
Высота 3200 метров (нижняя граница облачности)
Высота 3200 метров (нижняя граница облачности)
Высота 5200 метров
Высота 5200 метров
Высота 14 км (верхняя граница облачности)
Высота 14 км (верхняя граница облачности)
Высота 15 км
Высота 15 км
Высота 21 км
Высота 21 км
Высота 27 км
Высота 27 км
Шар лопнул; высота почти 30 км (29 714 м)
Шар лопнул; высота почти 30 км (29 714 м)
Обрывки большого и маленьких шаров
Обрывки большого и маленьких шаров
Парашют опускается над степью
Парашют опускается над степью
Контейнер под дождём в ожидании поисковой группы
Контейнер под дождём в ожидании поисковой группы

Технические данные полёта

Дополнительные материалы

Благодарности

Хочется сказать «Спасибо» всем принявшим участие в этом запуске:

Логотип компании SF