Вход для команд:

Миниэкспедиция по поиску КП-59

27.02.2022; Дмитрий Булавинов. Фото: Михаил Жуков, Михаил Чусовитин, Дмитрий Булавинов.

Во время соревнований «RandomRace / зима 2022», прошедших 23 февраля 2022 года, два контрольных пункта пропали без вести. Один из них, КП-71, пропал сразу после взлёта и координаты его падения не были понятны даже примерно, а вот второй, КП-59, передал свои координаты перед падением, но ещё в полёте, и такие пункты в принципе можно найти.

Поскольку КП-59 упал достаточно далеко от дорог, а последние его координаты были явно неточные (скорость около 18 км/ч и всё это на неизвестной высоте), во время соревнований его пыталась искать всего одна команда («Полёт нормальный»); к сожалению, у них не было рации и их поиск не был успешен.

Напомню, что наряду с трекером, передающим свои координаты в интернет по сети GSM, большинство наших контрольных пунктов оборудовано передатчиком на 433.925 МГц (35-ый канал LPD-диапазона). Он раз в несколько секунд передаёт серию импульсов (точнее, пять штук) разной мощности; соответственно издалека (в лесу это метров за 300) в рацию слышен один импульс, самый мощный (так называемый «один кряк»), поближе два кряка и так далее, а метров за 5 до передатчика слышны все пять. Подробнее об этом можно прочитать в статьях разработчика этого оборудования на Хабре: 1, 2.

По идее, несколько дней передатчик должен был проработать, несмотря на прохладную погоду, поэтому шансы найти этот потерянный контрольный пункт были весьма ненулевые. И вот в воскресенье, 27 февраля, спустя четыре дня после соревнований, поисковая миниэкспедиция в составе организатора «RandomRace» Дмитрия Булавинова, Михаила Жукова из команды «Четыре колеса», Геннадия Никитина из команды «Слономышь», а также спонтанно присоединившегося к нам Михаила Чусовитина выдвинулась к месту предполагаемого падения КП-59.

Доехали до Матоксы, там свернули на дорогу, ведущую на север, в сторону болота Неодолимое. Проехали так называемый «Стык Наркома» — в этом месте начинается перекрытая шлагбаумом дорога, ведущая на полигон к устью Авлоги и гавани Нижние Никулясы (другая дорога, ведущая туда же, идёт от озера Волоярви и тоже перекрыта).

Мы уже были в этом месте в рамках «RandomRace», когда несколько лет назад пытались проехать в оптимальную для байдарочного стапеля точку для поиска упавшего в Ладогу контейнера с оборудованием (подробнее).

Проехали несколько садоводств, а перед последним — самым северным — нам преградил путь шлагбаум. На расчищенной площадке перед ним бросили авто, надели лыжи и снегоступы (трое было на лыжах, а один на снегоступах) и пошли вдоль садоводства — садоводство справа, а слева бесконечный забор сельхозпредприятия «Катумы». В самом конце садоводства в лес уходил снегоходный след, по нему мы и отправились. Точно так же действовала и команда «Полёт нормальный» во время соревнований, спасибо им огромное за информацию!

Ограда СХП «Катумы»
Ограда СХП «Катумы»

От машины до последних координат КП-59 было около четырёх с небольшим километров. Примерно две трети пути мы прошли по дорожкам садоводства и снегоходке, а оставшуюся часть напрямик через лес, точнее через предболотное редколесье. Несколько дней была оттепель, а сегодня было солнечно и морозно; наст был вполне уверенный, и держал не только лыжника/снегоступщика, но и человека без всего (практически везде).

Михаил Жуков и заячьи следы
Михаил Жуков и заячьи следы

Наш план был таков: дойти до точки с последними достоверными координатами и затем двигаться в продолжении последнего куска трека падающего контрольного пункта (после возвращения в зону GSM он успел передать координаты всего четыре раза, и все эти точки почти точно легли на прямую). Я заранее забил в навигатор несколько точек примерно через 200 метров друг от друга, лежащие восточнее на этой же прямой, посетив которые (или лишь первые из них) мы должны были услышать передатчик контрольного пункта. С собой у нас было три рации и два так называемых пеленгатора — самодельных устройства с антенной типа «двойной квадрат», то есть обладающих некой направленностью (хотя и достаточно условной). Всё это у нас было включено примерно за 1 км до предполагаемой зоны поиска.

В какой-то момент наш путь по редколесью преградил невысокий (метров 7), но чётко выраженный хребет (отметка «54» на карте ниже). И с него мы услышали первые сигналы передатчика! Робкие и одинокие, но это был точно он. (Просто на этой частоте работают всякие пульты от радиоуправляемых ворот и тому подобное, и это частенько вводит в заблуждение.) Значит, передатчик ещё работал, и у нас были все шансы найти этот контрольный пункт. Но направление было пока что не определить, и мы отправились дальше.

Следы лося
Следы лося

Дошли до последних достоверных координат. Вокруг очень много следов разных зверей плюс множество лыжней, оставленных, вероятно, командой «Полёт нормальный». Передатчик тут было слышно хуже, чем давеча с хребта — по-видимому, с хребта до контрольного пункта было ближе. (Потом выяснилось, что это действительно было так.) Выпили чайку и отправились «по ветру», а точнее на восток-юго-восток, по заранее вбитым точкам.

Прошли метров 500, вышли на открытую часть болота Грибная роща; стали слышны уверенные два-три кряка (а временами и четыре). Прошли ещё метров 200 — сигнал передатчика снова ослаб. Значит, имело смысл вернуться и походить по сторонам. Так мы и сделали — вернулись и разбрелись, переговариваясь по рациям прямо на частоте передатчика.

Участники поисковой экспедиции
Участники поисковой экспедиции

У меня оказалась только рация; три кряка было слышно стабильно, а кое-где и четыре. Я стал ходить кругами около точки с четырьмя кряками, и достаточно быстро обнаружил контрольный пункт, слегка присыпанный снежком. Сообщил о находке остальным, все собрались возле пункта. По прямой отсюда (от реальных кооординат КП) до последних, отданных на сервер, получилось 666 метров. :-)

КП-59 найден!
КП-59 найден!
Участники поисковой экспедиции и найденный КП-59
Участники поисковой экспедиции и найденный КП-59

Обратно пошли чуть покороче, по болоту. Затем вышли на снегоходку и вернулись к машине. За всю пешую часть трипа прошли на лыжах около 10 км.

Наст позволяет ехать даже коньком
Наст позволяет ехать даже коньком
Болотные кочки под снегом
Болотные кочки под снегом
Обратный путь
Обратный путь

Схема миниэкспедиции

Схема миниэкспедиции по поиску КП-59

Вывод

Если бы не проработавший 4 дня передатчик, этот контрольный пункт мы бы, скорее всего, не нашли.

Кстати, вечером этого же дня передатчик уже не работал от проработавшего 4 дня аккумулятора, то есть мы успели очень вовремя.

Дополнительные материалы